Рекламный вариант

Чем вы пользуетесь, если нужно напечатать несколько копий какого-нибудь документа? Копиром, повсюду в России называемым "ксероксом". Даже не имея своего собственного, можно легко воспользоваться общедоступным - в Иванове уже много мест, где вам сделают копию за семьдесят - восемьдесят копеек. Простая, удобная, довольно дешевая вещь - пока не понадобится напечатать сто или двести экземпляров. Это могут быть листовки, объявления для расклейки, фирменные бланки. Служебная инструкция, учебное пособие, фирменные конверты "с окошечком" для рассылки. Ваша фирма может завести десяток рекламных агентов и озадачиться изготовлением пары тысяч визиток для них. И вот пожалуйста - копейки превращаются в сотни и тысячи рублей.

Идти в типографию? Там еще дороже. Ведь нужно изготовить пленки, по ним - офсетные формы, установить их на машине, добиться качественной печати, выкидывая в брак огромное количество бумаги с неправильно легшей краской. Наконец, все сделано, машина заработала на бешеной скорости… Несколько секунд - и ваши сто экземпляров готовы. Почему же так дорого? Потому, что нужно заплатить не только за несколько секунд работы, но и за весь предыдущий час подготовки. Вот если бы вы заказали сто тысяч, то этот час составил бы совсем небольшую долю стоимости.

Именно для таких тиражей, когда ксерокс уже дорог, а типографские услуги еще дороги, и существуют ризографы. Ризограф воспроизводит оригинал, напечатанный на обычном листе бумаги, и в этом он похож на черно-белый копир. Однако он может воспроизвести и многоцветные изображения. Для этого каждый цвет оригинала печатается на отдельном листе. Этот процесс роднит ризограф с полноцветной полиграфией.

В мини-типографию вы можете принести что угодно: готовый оригинал, макет на дискете (обговорив предварительно формат), просто набросок текста. В последнем случае макет будет создан прямо на месте. Расценки очень невелики: сотня-другая листов стоят ненамного дороже бумаги, на которой они напечатаны. Время изготовления - от нескольких минут до нескольких часов. Часто вся работа выполняется в присутствии заказчика.

В общем, если вам нужно напечатать больше 25, но меньше 2000 листов - делайте это на ризографе.

Технические подробности

Ризограф - это очень интересное устройство. Вам никогда не приходилось наносить текст на какой-нибудь плакат или планшет, пользуясь картонным транспарантиком и кусочком поролона, обмакнутым в краску? В былые социалистические времена это было довольно частым занятием. Если вы сразу же живо представили себе транспарант, поролон и руки перепачканными яркой красной краской, вам явно больше двадцати пяти лет.

Фирма RISO подняла эту технологию к новым высотам. В дивном новом цифровом мире этот процесс осуществляется аппаратом стоимостью от двух до семи тысяч долларов. На вход ему подается лист оригинала. Этот лист проходит через сканер (в дешевых моделях - протяжной, в дорогих - планшетный). Полученное изображение переносится на мастер-пленку в виде множества крохотных отверстий. (Между прочим, разрешение ризографа - 300 или 400 dpi. Это означает, что на квадратном миллиметре пленки может быть выжжено полторы, а то и две с половиной сотни отверстий.) Затем этот трафарет обертывается вокруг рабочего цилиндра и пропитывается краской. Как только он пропитается, можно начинать печатать. Весь подготовительный процесс занимает примерно полминуты, а печатает ризограф со скоростью 1 - 2 страницы в секунду.

Из этого описания можно сделать несколько выводов экономического и технического характера. Лист мастер-пленки формата А4 стоит примерно червонец. Кроме того, хотя краски на каждый лист расходуется очень мало, значительное количество ее расходуется на первоначальную пропитку. Поэтому меньше пятнадцати рублей за работу ризографа с вас не спросят, даже если вы закажете всего два-три экземпляра, так что идти на ризограф стоит не менее чем за пятьюдесятью.

Выводы технического характера касаются оригинал-макета. Возьмите качественное черно-белое изображение (в цифровом виде). Распечатайте его с разрешением 300-600 точек на дюйм. Сосканируйте готовую распечатку с разрешением 300 dpi. Полученную картинку снова распечатайте, опять с тем же разрешением. Что у вас получилось? Ага. Очень характерная грязь. Порвите и выбросите в мусорную корзину. Осознайте, что ризограф делает примерно то же самое. В принципе, он может печатать полутоновые изображения. В нем даже предусмотрены специальные режимы работы с ними. Современные модели, даже самые дешевые, умеют различать, где на листе картинка, а где текст, и соответственно изменяют выходное изображение. Но прежде чем заказывать большой тираж, лучше все-таки проверить, что получается в результате. Теоретически, оригинал, напечатанный с разрешением 600 или 720 dpi (помните теорему Котельникова, она же правило Найквиста? - здесь все наоборот) и не содержащий ни слишком темных, ни слишком светлых участков, должен получиться неплохо.

Другой метод получения качественного изображения - подключить ризограф к компьютеру и выводить прямо из программы. Правда, устройство для подключения продается отдельно и есть ли хотя бы одно такое в Иванове, мне неизвестно.

Теперь о цвете. Как вы уже догадались, для получения нескольких цветов нужно соответствующее количество оригиналов, мастер-пленок и цилиндров с краской. Совмещение не очень точное, а про полноцветную печать речь вообще не идет. Однако опытный верстальщик даже при этих ограничениях может добиться очень многого.